Эксклюзив: бразильский Embraer привлекает иностранный интерес после разрыва Boeing-источники

НЬЮ-ДЕЛИ / ПАРИЖ (Рейтер) - Авиакомпании кружат над бразильским Embraer ( EMBR3.SA ) через несколько недель после того, как Boeing ( BA.N ) отказался от планов исторического объединения коммерческой авиации, сказали люди, знакомые с этим вопросом.

В апреле Boeing планирует приобрести 80% коммерческого подразделения Embraer, что положит конец запланированному переходу на региональные самолеты, отражающие покупку конкурирующего Airbus ( AIR.PA ) в 2018 году конкурирующей модели, разработанной канадским Bombardier.

По словам двух человек, китайский производитель самолетов COMAC неформально выразил заинтересованность в сотрудничестве с третьим по величине в мире производителем самолетов. Российские авиастроительные компании «Иркут» также исследовали эту проблему, сказали два других, хотя компания отрицала какой-либо текущий интерес.

Источники сообщили, что Индия, еще одна растущая аэрокосмическая держава, сосредоточенная в основном на обороне, но с огромным гражданским рынком, неофициально выразила интерес на правительственном уровне, продолжая изучать этот вопрос.

Это ставит судьбу Embraer в центр так называемой группы стран БРИК, где каждая хонинговая аэрокосмическая стратегия - Airbus ( AIR.PA ) и Boeing ( BA.N ) - катушка от кризиса коронавируса.

COMAC Китая и правительства Индии и Бразилии не ответили на запросы о комментариях.

Пресс-секретарь «Иркута» отрицает интерес к Embraer. Бразильский авиастроитель отказался от комментариев.

И COMAC, и Irkut разрабатывают самолеты, чтобы напрямую конкурировать с Airbus и Boeing на оживленном 150-местном рынке. Планы Китая считаются самыми передовыми.

Сделка с Embraer добавит инженерные ресурсы и глобальную поддержку, но также столкнется с более мелкими и коммерчески менее успешными региональными самолетами, разработанными обеими странами.

Российский отраслевой источник сообщил, что основной родительский план Иркута - Rostec, - сосредоточен на существующем MS-21, созданном для конкуренции с Airbus и Boeing и региональными самолетами Superjet.

Несмотря на то, что она вложила значительные средства в запчасти и техническое обслуживание, Индия является наименее заметным конкурентом в коммерческой авиакосмической отрасли, и у нее нет активного проекта, кроме 14-местного реактивного самолета, получившего название SARAS.

Но у Индии есть потенциальная потребность в разработке регионального самолета на 80-90 мест - категории, занимаемой Embraer - для подписанного проекта премьер-министра Нарендры Моди UDAN по расширению воздушных перевозок в небольших городах.

Embraer также рассматривается как единственная возможность сбалансировать аэрокосмические амбиции Индии со стратегическим конкурентом Китаем.

Р.К. Тяги, экс-председатель государственной аэронавтики «Индостана», заявил, что написал правительству письмо с настоятельным призывом к быстрому движению.

«Любая страна с амбициями будет смотреть на это. Я чувствую, что это хорошая возможность. Оценка снижается, и если мы получим контроль над современной, проверенной авиационной программой, это будет большой скачок ».

Чиновники администрации Моди и правительственный аналитический центр готовят стратегический документ по Embraer, но формального подхода пока не принято, сообщил чиновник о планах.

«Ситуация в Embraer довольно плохая, стоимость акций резко подорвана; будет много стран, проявляющих интерес к этому, в том числе и мы », - сказал чиновник.

Хотя Embraer заявляет, что он может восстановиться, покупатели самолетов заявили, что ему не хватает достаточно глубоких карманов, чтобы противостоять мощной коммерческой поддержке Airbus для разработанного в Канаде A220.

СТОИМОСТНОЙ
1 мая начальник авиалайнера Embraer заявил, что компания ни с кем не начала переговоры, но не может «издавать законы для входящих звонков».

Embraer сказал, что тщательно обдумает свои дальнейшие действия. Основной головной болью для компании является снижение стоимости в этом году на 64%, что ниже, чем в кризисном авиационном секторе.

Embraer может быть неохотно уступать охотникам за сделками, но, поскольку авиация находится в состоянии шока в глобальном масштабе из-за пандемии, ее возможности остаются ограниченными, хотя это единственный доступный полномасштабный производитель, считает аналитик Teal Group Ричард Абулафия.

«Embraer - фантастический коммерческий премьер (подрядчик), но очень немногие пытаются купить коммерческий премьер», - сказал он.

Приватизированная в 1990-х годах, Embraer остается близкой к правительству Бразилии, которое может наложить вето на стратегические решения.

Любые переговоры с Китаем, Россией или Индией потребуют медленного и методичного процесса, чтобы успокоить всех, 

 сказал Оливер Стенкель, профессор Фонда Гетулио Варгаса и эксперт группы БРИКС, которая с 2010 года включает Южную Африку.

Напряженность в отношениях с Китаем возросла после того, как правый президент Бразилии Хейр Болсонаро занял свой пост в прошлом году, а Бразилия углубила связи с Индией в различных секторах.

Стюнкель не ожидает сопротивления со стороны бразильских политиков Китаю, России или Индии. Но он сказал, что Болсонаро, возможно, не захочет публично связываться с какими-либо переговорами с Китаем и, скорее всего, заручится поддержкой его вице-президента, генерал в отставке Гамильтона Мурао, который уже поддержал Embraer, имея китайского партнера.

«Bolsonaro не хочет, чтобы его считали тем, кто продал Embraer китайцам», - сказал Стенкель.

Другие отраслевые аналитики предупреждают, что, хотя в прошлом Китай обсуждал вопрос покупки основных аэрокосмических активов, в том числе канадского самолета, который в конечном итоге перешел на Airbus и стал A220, но совершил относительно немного приобретений.